РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРУГОДИССИПАТИВНЫХ СВОЙСТВ СРЕДСТВ ВИБРОЗАЩИТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
РАСЧЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Исследование анизотропии упругодиссипативных свойств многослойных демпферов опор быстровращающихся роторов
2.1.1. Способы оценки и классификация анизотропии УФХ демпфирующих устройств
Анизотропию УФХ МКГД в условиях имитации прецессионного движения вала в опоре удобно и достаточно полно можно оценить с помощью критериев:
С — С гг _ ‘•’max ‘-‘mm. с С +с • * ‘-‘max ‘ ‘-‘irun |
(2.1) |
„ AH’ Kw -_ n……………. • 2п М°„ |
(2-2) |
где Кс — коэффициент анизотропии по жесткости; Kw — коэффициент анизотропии по демпфированию; Стах и Cmin — максимальное и минимальное значения жесткости демпфера за цикл нагружения; A W— энергия, рассеянная демпфером за цикл нагружения;
М%. — максимальное значение момента сопротивления прецессионному движению вала за цикл нагружения.
Под циклом нагружения при прецессионном движении вала следует понимать один полный оборот нрецессирущей оси вала в опоре. Критерий Кг предложен для оценки анизотропии жесткости опоры А. Л. Цырлиным [128]. Физический смысл этого критерия заключается в сравнении максимальных амплитудных отклонений жесткости со средним уровнем жесткости за цикл нагружения.
Аналогичен и физический смысл выбранного нами для оценки анизотропии демпфирующих свойств критерия Куу. Это отношение энергии, рассеянной демпфером за цикл нагружения, к энергии, которая могла бы быть рассеяна демпфером, если бы момент сопро
тивления прецессии имел постоянное и максимально возможное значение за цикл нагружения. Другими словами Kw — это степень полноты диаграммы Мсп—а, т. е. отношение площади фигуры, ограниченной зависимостью Мсп (а) и осями координат, к площади
прямоугольника со сторонами М®п и 2п. Здесь а — угловое положение вектора перемещения вала в опоре. Чем меньше Кс отличается от нуля и чем меньше Кцг отличается от единицы, тем изотропнее демпфер по жесткостным и демпфирующим свойствам.
При оценке анизотропии УФХ МКГД в режиме одноосного деформирования удобно воспользоваться следующими критериями:
г
^гпах.
С. *
^ min
(2.4)
Ymin
где Стах и Cmin, |/тах и ymin — максимальные и минимальные значения жесткости и коэффициента рассеивания энергии в пределах одного шага гофров. Применение критериев Сиу в указанном случае для оценки анизотропии УФХ МКГД оправдано тем, что при одноосном деформировании всегда можно почти полностью исключить влияние целого ряда конструктивных и технологических факторов, ориентировав демпфер соответствующим образом относительно направления действия нагрузки. В этом случае будет достаточно исследовать анизотропию УФХ в пределах одного шага гофров для оценки анизотропии УФХ демпфера и выработки рекомендаций по ее целенаправленному использованию или снижению. _
Чем меньше С и j7 отличаются от единицы, тем изотропнее демпфер.
Анизотропия УФХ МКГД может быть вызвана целым рядом причин. Одной из серьезных причин анизотропии УФХ многослойных демпферов является отклонение типоразмеров конструктивных элементов демпфера от расчетных. Это разнотолщинность лент демпфера по длине и от одной ленты к другой, неодинаковость шага и высоты гофров, ширины пластин, неточность изготовления наружного и внутреннего колец демпфера и т. п. Кроме того, на асимметричность УФХ МКГД оказывает существенное влияние и технология сборки демпферов в серийном производстве. Достаточно полно наше внимание будет обращено на оценку влияния технологических
факторов на анизотропию и разброс УФХ серийных демпферов в главе 3.
Наличие в МКГД различных асимметричных конструктивных элементов также увеличивает анизотропию упругофрикционных характеристик опоры. Одним из таких элементов является разрез пакета гофрированных лент демпфера, выполненный с целью предотвращения проворачивания упругогистерезисного элемента относительно опоры. Влияние разреза в демпфере на его УФХ выявлено впервые в работах [109, 6, 7, 9, 16, 17], но достаточно полно результаты исследований представлены в главе 3 настоящей работы.
Одной из особенностей многослойной гофрированной упругодеми — ферной опоры, как и ряда других многослойных опор, является дискретность касания упругогистерезисиым элементом опорных поверхностей. Как будет показано ниже, число пролетов демпфера является одним из определяющих параметров анизотропии УФХ МКГД. Влияние этого параметра на асимметричность упругофрикционных свойств опоры необходимо исследовать как в режиме одноосного демпфирования, так и в режиме прецессионного движения вала в опоре.
Как было показано в работе [7], на анизотропию УФХ многослойных гофрированных демпферов оказывает влияние наличие постоянно действующих статических нагрузок. Такими нагрузками могут быть, например, вес ротора, статические нагрузки от неравномерного распределения давления в улитке насоса турбонасосного агрегата и т. п.
В ряде случаев для создания оптимальных условий работы конструктивных элементов ротора (например, уплотнительных устройств) применяют разгрузочные устройства от статических сил. Такие устройства сами могут внести значительную анизотропию в УФХ опоры.
Создавая конструкцию многослойной упругодемпферпой опоры, отвечающую заданным техническим требованиям, конструктор назначает предварительный натяг в упрушгистерезисном элементе, первоначальный выгиб гофров, зазор в собранном демпфере и т. д. Следует попытаться выявить влияние указанных параметров на анизотропию УФХ опоры, разработать рекомендации по рациональному выбору параметров при конструировании МКГД.
Наличие такого большого числа факторов, определяющих асимметричность У ФХ опоры, привело к необходимости поэтапного решения задачи о исследовании УФХ МКГД в режиме прецессии. Кроме того, на практике встречаются случаи, когда некоторые факторы, определяющие анизотропию УФХ опоры, отсутствуют. Так, например,
имеет место случай, когда отсутствует разрез в демпфере. Может отсутствовать или быть неизмеримо малой эллипсность колец демпфера, может реализоваться прецессионное движение вала но круговой или эллипсоидной траектории и т. п. Поэтому для исследования анизотропии УФХ МКГД необходимо решить ряд связанных между собой задач. Так, в режиме имитации прецессионного движения вала в опоре на первом этапе решена задача и выполнены расчетные исследования, имеющие целью выявить асимметричность УФХ опоры, обусловленную дискретностью мест касания гофрами прилегаемых поверхностей, исследовано влияние предварительного натяга и зазора в собранном демпфере па анизотропию его УФХ. Следующим этапом стало решение задачи указанного типа с учетом разреза унругогистерезисного элемента. В главе 3 приведен алгоритм решения задачи о прецессионном движении вала в опоре с учетом эллип — спости наружного и внутреннего колец демпфера. Необходимость поэтапных исследований была продиктована желанием исследовать воздействие каждого из факторов в отдельности, а затем исследовать их суммарное воздействие. Использованный в данной работе способ исследовании позволил в ряде случаев значительно упростить расчетные схемы и сократить объем вычислений.